The Anatomy of LawStock

Оксана Гусарова
Иное

 

 

Начну свой рассказ с того, что с рынком юридических услуг знакома не по наслышке. За спиной годы усердного обучения в бакалавриате и магистратуре юридического факультета МГУ, 4 года работы на ниве наемного юридического труда. В общем, плавали - что к чему примерно представляем.

 

Для непосвященных сразу оговорюсь, что без юриспруденции в нашей жизни не обходится ни одно действие, ни одно событие не выпадает за рамки правового поля. Вся наша жизнь опутана тонкой паутинкой правовой материи, любое действие так или иначе находит отклик в каком-нибудь нормативном акте - этим обстоятельством, от части объясняется популярность юридической профессии. Люди полагают, что выбор юридической специальности позволит им не остаться без куска хлеба. И это вполне разумное допущение.

 

Важный постулат - легче один раз заплатить хорошему юристу, чем потом расхлебывать сделанное бесплатными юристами, дешевыми и некомпетеными 
юристами. Готовность клиента заплатить юристу хорошую цену за хороший труд - разумное, нормальное и правильное явление, так редко встречающееся в нашем мире.

 

Кратко и максимально грубо обрисую устройство рынка юридических услуг.

 

На рынке работают большие компании, которые оказывают юридическую помощь столь же крупным компаниям или компаниям чуть поменьше за баснословные гонорары по ставкам часовой оплаты сотрудников 400 - 700 долларов (естественно, сами сотрудники этих денег не видят). Написание одного иска может стоить клиенту несколько тысяч долларов, столько же будет стоить представительство в суде, конструирование сделки и вовсе может обойтись клиенту в неплохой седан премиального класса и все это, уж поверьте, никак не связано со сложностью задачи, стоящей перед юристом. Ценообразование строится по принципу - «потомучто». Такой способ взаимодействия с юристами называется «консалтинг».

 

Другой вариант - компания содержит у себя штат сотрудников-юристов, которые справляются все с теми же задачами с той или иной степенью успеха. Зарплата у таких юристов меньше, работу они делают несколько менее профессионально (так уж принято считать в нашем юридическом мире), но и обходятся бюджету организации в десятки раз дешевле. Такой вариант именуют «инхауз». 

 

Есть еще всякие адвокатские кабинеты, юридические консультации, юридические клиники, все они мало чем отличаются от консалтинга, но стоят дешевле и клиенты у них, в большинстве случаев, либо не очень крупные компании, либо обычные граждане, которым оказываются бытовые юридические услуги - именно о них мы и поведем свою речь. (Есть, конечно, еще именитые юристы, которые зарабатывают не хуже консалта - причем практически в одно лицо - но это уж совсем отдельная история, в которой можно встретить множество разных «но» и «если»).

 

Итак, представляю Вашему вниманию рынок бытовых юридических услуг России, знакомьтесь!

 

Клиент платить не хочет (от слова никогда), ибо: «ты ж юрист, бумажку напиши, это ведь просто  -ты умеешь и быстро сделаешь… я б и сам сделал, но лучше уж ты», «тебе жалко что ли», «Привет, дружище, ты ж юрфак заканчивал? Дело есть…», «да ну, мошенники какие-то, лучше знакомому дяде Пете позвоним он все бесплатно сделает». В общем, не вдаваясь в более детальное перечисление разных мотиваций не платить юристу деньги за его честный и, порой, весьма тяжелый труд, скажу проще - юриста рядовые клиенты у нас уважают и готовы ему заплатить исключительно в следующих случаях:

  • мужчина (либо женщина, но «с яйцами»)
  • от 30 лет
  • часы Rolex, очки Cartier, костюм Kiton, туфли Zilli, портфель Brioni, роскошный Mercedes Benz, лухари офис в центре Москвы
  • диплом престижного ВУЗа - крайне опционально

Если всего этого у Вас не нашлось, но вы очень хотите прийти к успеху, то не отчаивайтесь, питайтесь мелкими заказами, убеждайте клиентов платить Вам за работу, копите деньги и смотрите перечень выше. Да прибудет с Вами сила, как говорится, на пути к очагу друидов от мира юриспруденции.

Стоит ли упоминать, что в большинстве случаев лощенные классические юристы, обладающие букетом упомянутых артефактов, оказываются мошенниками, желающими одного - запустить свою лохматую лапу в Ваш карман и ухватиться за мешочек с золотом… Как говорится, хочешь жить - умей вертеться. Но клиенты таким юристам доверяют, для клиента важно одно - не быть первым.

И да, это объяснимо. Как клиент может понять, что юрист действительно хорош, тем более если это не судебный юрист, а, к примеру, специалист в сфере договорной работы или кадровик? А вот никак - только отзывы других клиентов, рекомендации, лоск и блеск самого юриста. А потому, клиент выбирает юриста не умом, а, что называется, сердцем. Хотя, конечно, если юрист вдруг решит оказать помощь бесплатно, то его шансы становятся выше. Образование для клиента, как мы уже определись играет роль совсем уж вторичную, ведь «неизвестно, чему их там учат в этих их университетах». От всех этих особенностей национального рынка весьма сильно страдает конкуренция и, как следствие, качество оказываемых услуг.

Итого, качество бытовых юридических услуг в России не высокое, клиентский рынок холоден, подобно сердцу Кая. И вот, на почве этой неблагодатной дизъюнкции, начинает зарождаться рынок юридического фриланса. Пока еще примитивный и неокрепший, но многообещающий - примеров предостаточно.

 

Тогда же и мы с командой молодых романтично настроенных программистов, посмотрев на потуги собратьев-первопроходцев, решили попытать свои силы и создать свой фриланс-сервис, заточенный исключительно под оказание юридических услуг.

И, создавая продукт, мы преследовали две благие цели. 

 

  • Во-первых, мы решили, что было бы неплохо сделать единую площадку, которая аккумулировала бы весь возможный спектр юридических услуг, и привлекала бы клиентов, заинтересованных в получении таких услуг. И услуги на такой площадке должны были стать стандартизированными и прозрачными, ценообразование - справедливым. Проще говоря, мы хотели сделать такую платформу, на которой клиент получал бы то, на что, рассчитывал, платил бы разумную цену и не имел претензий к результатам выполненной работы, а в случае появления таковых - претензии разрешались бы внутри самой площадки. Мы хотели вытеснить с рынка «мохнолапых» юристов и заменить их честными работягами с goodwill-ом, который был бы виден клиенту через два-три клика по экрану. 
  • Во-вторых, мы видим в самом фрилансе зародыш того Ланселота, который сможет покорежить рынок труда. Это даже скорее не цель, а мечта - создавая сайт мы верили в то, что он и другие подобные ему зародыши системы справедливого распределения ресурсов смогут аккумулировать вокруг себя достаточное количество разумных субъектов, необходимое для того, чтобы отменить трудовое рабство. Мечта мечтой, но как знать… Так или иначе, проект стал нашим трудным ребенком, на которого мы возлагали надежды не столько в материальном, сколько в идейно-духовном плане. 

Проект получил название Lawstock, где law - право, stock - биржа. Должно было получиться созвучно названию культового британского фильма режиссера Гая Риччи «Lock, stock and two smoking barrels» - уж не знаю, что здесь сработало - то ли какой-то недобитый гештальт, то ли молодецкая романтика, замешанная с лихой удалью, полагаю - получилось свежо и хлестко.

 

Наша команда трудилась, не покладая компьютеров дни и ночи напролет на протяжении целого года, сайт рождался в муках, то тут - то там появлялись новые идеи, которые воплощались на ходу, техническое задание было забыто уже в первые месяцы, многократно сайт переделывался с нуля. Все эти потуги приводили к большому нервному истощению членов команды, но сайт мы сделали.

 

И Lawstock получил все самое лучшее - юзабилити, дизайн, функционал, платежную систему, мое лицо на лэндинг. Все, абсолютно все, сделано с максимальной самоотдачей, на совесть. И вовсе не ради денег (хотя, конечно, вложения и траты у нас были) - мы отнеслись к проекту, в первую очередь, как к эксперименту, а не как к бизнесу, заточенному под заработок «бабла». 

 

Вниманию и удобству посетителей на сайте представлены: панель заказов, функциональный чат между юристом и клиентом, система арбитража и система проверки юристов. В общем, в создании сайта мы использовали все самые актуальные фичи и, фактически, довели их до уровня максимально возможного десктопно-мобильного удобства. Для Вашего макисимального комфорта.

 

 

 

 

 

Комментарии (0)