Интернет-площадки для урегулирования споров продавцов и потребителей

Оксана Гусарова
Потребительское право

 

 

Минюст совместно с Роспотребнадзором разработал законопроект, который вводит специальный правовой режим по онлайн-урегулированию споров между потребителем и продавцом или исполнителем услуг.

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров» был разработан во исполнение абзаца восьмого подпункта «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25.05.2017 № Пр-1004ГС о формировании системы досудебного урегулирования споров по вопросам защиты прав потребителей и развития института независимой экспертизы качества товаров и услуг c участием в этой работе общественных объединений, ассоциаций (союзов) потребителей, а также в целях реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р и плана мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

 

Потребитель получит возможность направить претензию на специальный сайт-посредник и добиться оперативного и квалифицированного урегулирования спорной ситуации в досудебном порядке.

 

По статистике, 85 процентов споров решаются в судами в пользу потребителей, при этом исполнимость решений оставляет желать лучшего - в принудительном порядке взыскать денежные средства удается только в 50 процентах случаев. 

 

Именно поэтому потребителю выгоднее не доводить дело до суда, однако для эффективного разрешения спора требуется помощь квалифицированного специалиста, который со ссылками на правовые нормы и фактические обстоятельства дела сможет обосновать необходимость удовлетворения требований потребителя. Почти во всех случаях получения грамотно составленной претензии продавец готов ее удовлетворить в досудебном порядке, поскольку в случае судебного разрешения спора судом будет установлена дополнительная обязанность по оплате штрафа в размере половины стоимости заявленного потребителем требования.

 

Плюсы предлагаемой системы очевидны:

  • сокращение судебных издержек для всех сторон спора
  • сокращение времени удовлетворения законных требований потребителей
  • сокращение государственных издержек
  • улучшение качества товаров и оказания услуг благодаря повышению уровня общественного контроля

 

Операторами вновь создаваемых площадок будут представители частного бизнеса, рассмотрение обращений потребителей будет бесплатным, а источник и средства финансирования проекта пока не уточняются. Хотя, принимая во внимание повышенную заинтересованность именно частного бизнеса в налаживании рациональной досудебной системы разрешения споров - логично было бы предположить, что финансирование новых площадок будет осуществляться, в том числе, за счет средств предпринимателей.

 

Комментарии (0)